Что делают бороной и как правильно пахать мотоблоком

Вспашка грунта на участке – это обязательное предпосевное мероприятие, основная задача которого сводиться к подготовке грунта и насыщению его воздухом, теплом и влагой. На небольшом огороде, как правило, вспашка почвы производиться вручную, с использованием огородного инвентаря. Для более крупных участков применяется мотоблок, работа с которым позволяет выполнить эффективную вспашку земли, и, при этом, сэкономить время и силы фермера.

Подготовка мотоблока и регулировка плуга перед вспашкой

Непосредственно перед тем, как вспахать землю мотоблоком, потребуется правильно подготовить технику. Для этого нужно перевезти мотоблок на ровный участок, подготовить сменные оси и грунтозацепы для агрегата, после чего снять штатные колеса мотоблока, а вместо них установить подготовленные оси с грунтозацепами.

Сразу же после этого следует приступить непосредственно к установке имеющегося плуга. С этой целью используемое навесное оборудование нужно соединить с имеющимся в конструкции мотоблока предусмотренным сцепным устройством. Гайки фиксации, при этом, полностью затягивать не нужно, чтобы иметь возможность настроить оптимальное положение плуга. После этого посредством двух штырей необходимо скрепить сцепной механизм, плуг и серьгу крепления мотоблока. Далее можно начать регулировку плуга.

Порядок действий при этой должен выглядеть следующим образом:

  1. В первую очередь под используемый мотоблок необходимо подложить специальные подставки – если их нет, то можно положить под установленные на агрегат грунтозацепы толстые доски или кирпичи. Высота используемых подставок напрямую зависит от сезона, во время которого планируется вспашка земли мотоблоком. Если работы осуществляется весной, то толщина досок или кирпичей должна составлять не более 20 см, если грунт обрабатывается зимой, то высота используемых подставок не должна быть меньше 25 см;
  2. Еще одну подставку следует поместить под опорный элемент мотоблока – это крайне необходимо для того, чтобы мотоблок во время регулировки навески не наклонялся в сторону регулируемого плуга;
  3. Как только сельскохозяйственная машина будет сбалансирована, потребуется выставить наклон корпуса плуга, используя для этого регулировочные болты мотоблока. В результате пятка корпуса плуга должна располагаться параллельно поверхности земли;
  4. После этого потребуется снять агрегат с подставок и выставить водило. В итоге ручки последнего должны быть расположены на уровне пояса оператора – таким образом, при работе его руки не будут уставать от работы с мотоблоком. После настройки положения установленного плуга следует приступать непосредственно к вспашке почвы.

https://www.youtube.com/watch?v=ntnzq-VKifM

Не следует игнорировать необходимость регулировки положения плуга, ведь от этого напрямую зависит качество вспашки и, как следствие, возможность вырастить богатый урожай.

Как правильно пахать мотоблоком – о процедуре в деталях

Прежде, чем будет выполняться основная вспашка огорода мотоблоком, потребуется осуществить пробную обработку – это необходимо для проверки правильности регулировки плуга, выставленной глубины и отвала грунта.

При основной вспашке гребень каждой последующей борозды должен располагаться в непосредственной близости к гребню предыдущей борозды. Дистанция между ними не должна превышать 10 см. Вместе с тем, каждая последующая борозда ни в коем случае не должна быть наложена на предыдущую борозду. Для того, чтобы достичь такого результата при обработке грунта в процессе работы правое колесо используемого мотоблока не должно располагаться на основанию ранее проделанной борозды – лучше всего, чтобы оно находилось в центральной части отвала предыдущей борозды.

Работая по такому принципу, фермер сможет добиться наилучшего результата и вспахать участок ровными аккуратными бороздами.

Эффективная пахота мотоблоком – рекомендации экспертов

Большинство начинающих фермеров боятся использовать для вспашки грунта мотоблок, так как попросту не знают, как правильно настроить плуг и выполнить предстоящую основную обработку земли на участке. Тем не менее, ничего сложного в этом нет, и, чтобы добиться наилучшего результата, нужно всего лишь изучить рекомендации специалистов и придерживаться их в процессе работы.

Большое значение имеет размер обрабатываемого участка. Отталкиваясь от этого фактора, следует подбирать класс мотоблока и тип навесного оборудования для вспашки.

Как известно, все имеющиеся в продаже мотоблоки делятся на следующие категории:

  • мотоблоки легкого класса – масса такой техники не превышает 50 кг, а мощность – не выше 5 л. с. Площадь участка, для которого используется легкий мотоблок, не должна быть больше 6 соток, в противном случае, агрегат будет поддаваться повышенным нагрузкам. Вспашка участка с таким мотоблоком выполняется при помощи штатных фрез из комплекта агрегата;
  • мотоблоки среднего класса – вес такой техники достигает 100 кг, а мощность – 12 л. с., чего более чем достаточно для эффективной работы на участках, площадью до 20 соток. Обработка грунта такой техникой осуществляется при помощи легкого плуга;
  • мотоблоки тяжелого класса – благодаря мощности до 30 л. с. и массе от 100 до 180 кг эти агрегаты способны на эффективную вспашку грунта на территориях, площадью до 1 гектара. Для этого мотоблоки могут оборудоваться навесным плугом. Также высокая мощность и большой вес дают владельцам этих мотоблоков качественно вспахивать наиболее тяжелую почву.

Определившись с подходящей техникой, следует изучить особенности правильной вспашки участка. Небольшие по площади территории лучше всего вспахивать с применением фрезы. Процедура по своей сути не сложная – агрегат располагается на краю участка, на нем включается повышенная передача, после чего можно начинать движение с мотоблоком. Дойдя до края участка, мотоблок разворачивается на 180 ⁰, после чего процедура выполняется в обратном порядке. Более подробно о вспашке грунта мотоблоком Нева с фрезами расскажет видео.

Совсем по-другому обстоят дела со вспашкой почвы плугом на крупных по площади участках. Для достижения наилучшего результата во время работы крайне важно правильно отрегулировать плуг. После оптимальной настройки навесного оборудования понадобится сделать пробный проход от одного конца участка к другому, после чего выполнить то же самое в обратную сторону. Во время этого правое колесо мотоблока должно находиться по центру предыдущей борозды. В процессе обработки земли нужно следить за плугом – учитывая наклон мотоблока, навесное оборудование должно располагаться перпендикулярно по отношению к поверхности грунта. Если это правило не соблюдено, то плуг потребуется настроить заново.

После этого нужно сделать второй проход, который поможет оценить глубину проделываемой борозды. Если она слишком глубокая, или, наоборот, очень мелкая, то плуг нужно настроить. Оптимальным показателем считается глубина в 15–20 см.

С улучшением результатов при вспашке участка скорость работы можно увеличить. В результате этого используемый плуг будет быстрее отваливать грунт, а его поверхность станет более ровной и без комков.

Как пахать мотоблоком под зиму – выбор времени и особенности работы

Многие начинающие фермеры утверждают, что вспашка грунта непосредственно перед зимой – процедура не обязательная, ведь обработку почвы можно выполнить весной, перед посевными работами. На самом деле такое утверждение нельзя назвать правильным, так как вспаханный перед зимой грунт быстрее насыщается кислородом, сорняки в нем отмирают, не выдерживая морозов, а полезные для культурных растений бактерии быстрее восстанавливаются. Особенно предзимняя обработка грунта необходима в случаях, если весной планируется освоение целины.

Не многие знают, когда именно должна проводиться вспашка грунта перед зимой. При этом очень важную роль играют погодные условия и климат конкретного региона. В любом случае обработка грунта должна проводиться через несколько недель после сбора урожая, сразу после наступления похолодания. Оптимальный период для этого – середина и конец ноября, однако жители южных регионов могут вспахивать грунт и в начале декабря.

Поздние сроки вспашки грунта мотоблоком перед зимой обусловлены высокой скоростью роста сорняков. Даже если обработать почву в начале ноября, нескольких недель будет вполне достаточно для того, чтобы вредные сорняки выросли и окрепли. По этой же причине глубина вспашки земли на участке перед зимой обязательно должна быть максимально большой, чтобы иметь возможность истребить как можно больше вредных растений.

Важный момент – это успеть вспахать землю до того момента, пока температура в ночное время не опуститься до +5 ⁰C. В этот период почва еще мягкая, а сорняки перед зимой не успеют вырасти до оптимальных размеров.

Большое значение также имеет тип обрабатываемого на зиму грунта. Если земля на участке песчаная или глинистая, то во время вспашки ее можно одновременно смешивать с органическими удобрениями – навозом или перегноем. Вместе с тем, удобрения не должны быть свежими – их потребуется подержать на воздухе на протяжении года, в противном случае, они нанесут грунту большой вред.

Сам процесс вспашки грунта перед зимой выполняется в такой же последовательности. Для начала мотоблок оборудуется фрезами или плугом, после чего наступает черед настройки навесного оборудования. Непосредственно перед основной обработкой грунта следует выполнить пробную вспашку, которая поможет определить качество работы и правильность настройки навески. После этого осуществляется основная вспашка почвы мотоблоком перед зимним периодом.

Наступает время готовить свой приусадебный участок к посевным работам или же наоборот подготавливать его к зиме. Одна из самых важных работ весной или осенью — это вспашка земельного участка. В настоящее время у большинства садоводов и огородников есть в хозяйстве собственный мотоблок или мотокультиватор. А если еще нет, то, может быть, вы собираетесь приобрести мотоблок, не век же перекапывать свой участок с помощью лопаты!

У многих новичков при работе с мотоблоком, особенно, если необходимо вспахать свой участок, возникает много вопросов о том, как правильно отрегулировать плуг, чтобы вспашка земли была выполнена аккуратно и правильно. Вот о том, как отрегулировать плуг мотоблока и пойдет речь в этой статье.

Подготовка мотоблока к пахоте

Перед вспашкой земельного участка необходимо провести подготовку мотоблока. Что для этого нужно сделать? Давайте разберем все по порядку.

Мотоблок желательно доставить к месту пахоты без плуга и грунтозацепов. Обычно разукомплектованный мотоблок транспортируют в автомобиле на дачный участок. Если у вас земельный участок рядом с домом, то провести подготовку мотоблока к пахоте можно в любом выбранном месте с ровной поверхностью.

Шаг первый

Когда мотоблок доставлен на место подготовки к работе, необходимо заменить транспортировочные колеса (Б) на специальные грунтозацепы. Для того, чтобы было удобнее снимать транспортировочные колеса, под сцепку мотоблока, которая расположена сзади, можно установить подставку (А).

Шаг второй

Вместо ступиц, на которые устанавливаются транспортировочные колеса мотоблока, необходимо установить удлиненные ступицы (А). Это необходимо для увеличения расстояния между грунтозацепами, чтобы обеспечить устойчивость мотоблока во время пахоты.

Подготавливаем мотоблок к работе

Шаг третий

После того как ступицы установлены, приступаем к установке грунтозацепов (А). Обязательно обратите внимание на правильность их установки. Протектор грунтозацепов в виде «елочки» (Б) должен иметь направление, как показано на фотографии – сужение протектора– это направление вперед.

Шаг четвертый

Когда оба грунтозацепа установлены, можно убрать подставку (А) и приступать к следующему шагу работ– подготовке плуга к работе.

Сборка плуга

Сборка плуга – это установка на плуг сцепного устройства (далее, сцепка). Плуг и сцепку необходимо собрать для последующей навески плуга на мотоблок.

Собираем плуг и сцепку мотоблока

Шаг первый

Подготавливаем все необходимое к работе – плуг, сцепку, гаечные ключи.

Шаг второй

Для обеспечения оптимальной глубины вспашки необходимо сопоставить отверстие ступицы сцепки (Б) со средним отверстием стойки плуга (А) и соединить их с помощью крепежного болта (В).

Шаг третий

Крепежный болт регулировочного винта (Б) необходимо установить в верхнее отверстие стойки плуга (А) и зафиксировать с помощью гайки.

Важно! Все гайки в местах крепления сцепки и плуга не требуют полной фиксации, так как при выполнении работы по регулировке плуга зафиксированные гайки придется ослаблять!

Итак, установив сцепку на плуг, можно перейти к следующему этапу подготовки мотоблока.

Шаг четвертый

Теперь можно навесить плуг на мотоблок. Соединяем плуг с мотоблоком при помощи одного или двух (зависит от модели мотоблока) штырей (А). Штыри фиксируем с помощью шплинтов.

Регулировка плуга мотоблока

Регулируем плуг мотоблока

Шаг первый

Для того, чтобы отрегулировать плуг, рекомендуется выставить мотоблок на подставки (А), например, подложить под грунтозацепы два коротких бруска сечением 150х150 мм. Такая высота брусков позволит нам выполнить регулировку плуга на глубину вспашки примерно 15-18см.

Шаг второй

Для удобства регулировки плуга можно подложить под него доску или фанеру (А), как видно на фото. Это поможет нам более точно отрегулировать угол наклона плуга от пятки (В) к носу плуга. Угол наклона плуга регулируется с помощью регулировочного болта (Б) на сцепке следующим образом:

1. Вращая регулировочный болт по часовой стрелке, мы поднимаем пятку плуга вверх (желтая стрелка), при этом глубина вспашки увеличивается.

2. Вращая регулировочный болт против часовой стрелки – опускаем пятку плуга вниз (белая стрелка), при этом глубина вспашки уменьшается.

Шаг третий

Расстояние от поверхности грунта до пятки плуга не должно превышать 3-5см. В противном случае плуг будет «зарываться» в землю. Если угол наклона плуга выставлен не правильно, то тогда снизится качество вспашки участка, при этом увеличивается нагрузка на двигатель мотоблока и на руки человека и, как следствие, очень быстро наступает усталость. После выполненной регулировки с помощью гаечных ключей осуществляем затяжку креплений (А) плуга и сцепки.

Шаг четвертый

Проверяем с помощью рулетки зазор между редуктором мотоблока и контрольной поверхностью, в качестве которой мы использовали доску или фанеру– зазор в точке (А) должен составлять от 15 до 20см.

Вспашка участка мотоблоком

Прежде чем начать пахать участок, необходимо провести контрольную вспашку и проверить регулировку плуга:

а) проверка глубины борозды и качества отвала;

б) проверка хода плуга в борозде;

в) проверка нагрузки на мотоблок;

г) проверка нагрузки на руки (плавность хода мотоблока при пахоте).

Только когда все эти факторы проверены, и вы оцениваете их положительно, можно приступать к полноценной вспашке участка. Если хоть один из перечисленных факторов имеет отрицательную оценку, то в этом случае необходимо провести повторную регулировку плуга.

Пахать мотоблоком нужно правильно!

Шаг первый

Контрольная вспашка проходит следующим образом. Устанавливаем мотоблок на край участка, где будет сделана контрольная борозда.

Шаг второй

Включаем первую передачу, плавно нажимаем рычаг сцепления, при этом руль мотоблока должен находиться параллельно относительно поверхности земли. Не надо надавливать на руль и подталкивать мотоблок во время пахоты, он и сам прекрасно пашет – главное удерживайте руль ровно относительно поверхности земли, чтобы плуг не зарывался в землю и, наоборот, не задирался вверх.

Шаг третий

Пройдя первую борозду, необходимо проконтролировать глубину вспашки, с помощью рулетки или линейки измерив расстояние от низа борозды до гребня. Если глубина вспашки будет соответствовать тем параметрам, которые установлены при регулировке плуга (15– 18см), то можно начинать приступать к пахоте своего земельного участка.

Результат работы

При правильной регулировке плуга вы получаете качественный результат работы, как показано на фото. После пахоты необходимо очистить плуг и мотоблок от пыли и грязи, после чего нужно снять плуг с мотоблока и законсервировать его до следующего момента, когда он вам снова потребуется.

Важно! Во время пахоты земельного участка, особенно в жаркое время суток, делайте паузы при работе мотоблоком, чтобы дать возможность двигателю остыть и не перегреться и вследствие чего выйти из строя.