Эстетическое воспитание и просвещение детей и подростков

Библиографическое описание:


Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792. — URL https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 07.07.2019).

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту. Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников еще с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

—          чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

—          знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

—          умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика, но и формирует полное восприятие мира маленького человека.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

—          эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

—          эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.

—          эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

—          эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

Литература:

1.      Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

2.      Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

3.      Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

4.      Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

5.      Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, окружающий мир, искусство, правильное понимание, современный мир, молодое поколение, маленький человек.

Эстетическое воспитание подростков

Астафьева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы – воспитатель.

Средняя общеобразовательная школа «Детский санаторий «Солнечное»

Ритм ХХI века, его нравы и настроения отодвинули искусство на вторые, а зачастую, и третьи роли в жизни современного школьника. Поэтому предметы по искусству воспринимаются как уроки, дающие возможность отдохнуть между «трудными» предметами. Да и при выполнении домашнего задания дети слышат от родителей: «Сначала сделай математику!». Но если дети младшего возраста еще проводят свободное время за рисованием, то подростки, не находя поддержки учителей и родителей, теряют интерес к искусству.

Формирование духовного мира ребенка особо остро стоит в настоящее время. На протяжении многих веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще (или уже) не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы…» Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания. А ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в нем заложены основы и общего развития. Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самосознанию, самоутверждению. Каждый взрослый знает, как важно в этом возрасте не растерять то, что было заложено в нем с рождения.

Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, наркомания, алкоголизм и т.д.). Все чаще СМИ делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. И подростки, как никто, подвержены этому. Телевизор заполонили дешевые ситкомы, книжные магазины набиты «бульварным чтивом», радио перенасыщено хитами типа «Ла-ла-ла», а Интернет пестрит пошлой негативной информацией. Фильмы, музыка, спектакли и телепередачи, которые призваны воспитывать чувство прекрасного, уходят в прошлое. Конечно, школа дает определенный объем знаний, но без участия родителей в воспитании духовно богатой личности, эти знания угасают.

Эстетическая и художественная культура являются главными составляющими духовного облика человека. Роль эстетического воспитания для подростков крайне важна, так как эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическое воспитание подростков

можно осуществлять как в школьном пространстве, так и в домашних, более свободных условиях. Подросток постепенно будет накапливать знания о художественных явлениях, овладевать ценностными ориентирами, развивать мотивы общения с эстетическими объектами, тем самым формируя положительные эмоционально-психологические установки, способы образного мышления, что приучает детей к самостоятельной деятельности. Именно занятия эстетической направленности помогают ребенку раскрыть себя, а нам – взрослым – понять их.

Как однажды сказал В.В.Путин: «Сейчас модно быть умным». И поэтому сегодня возрастает потребность современного общества в людях креативных, развитых, способных творчески мыслить, решать проблемы и подходить к различным изменениям жизни. Это обусловлено темпом развития общества. Проблема всестороннего развития человека, непрерывного его совершенствования, является основой в становлении социально адаптированной личности. Но, воспитывая ребенка на произведениях искусства, не нужно ждать, что из него обязательно вырастет Левитан. Нужно только лишь не мешать этому.

Список литературы

Асмолов А.В. Психология, искусство и образование. / А.В.Асмолов // Искусство в школе, 1993, №6

Бурова А.И Эстетическое воспитание школьников / А.И.Бурова, Москва, Педагогика, 1974, 301 с.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. / В.С.Кузин. М.: 1984

Неменский Б.М. Мудрость красоты. / Б.М.Неменский, М.: Просвещение, 1987, 253 с.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание; Книга для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. – М.: Просвещение, 1983, 304 с