Формы работы с родителями в ДОУ: современные методики и задачи

Работа с родителями

Главными воспитателями своих детей
являются родители.

Подрастающее поколение будет таким,
какой будет семья. Но, как писал А.С.
Макаренко «семьи бывают хорошие и
семьи бывают плохие. Поручиться за то,
что семья воспитывает как следует, нам
нельзя, говорить, что семья может
воспитывать как хочет, мы не можем
. Мы
должны организовать «семейное воспитание».

И сегодня, современным родителям
необходима помощь, ибо отсутствие знаний
по психологии и педагогике ведут к
ошибкам, непониманию, а значит, — к
безрезультативности воспитания. Поэтому
основные усилия педагогического
коллектив детского сада должны быть
направлены на повышение уровня
педагогической культуры родителей.
Одной из основных форм работы по
педагогическому просвещению семьи
является родительское собрание.

Каким оно должно быть сегодня?
Нетрадиционным! Это значит, на родительских
собраниях используются такие методы и
приемы, которые активизируют внимание
уставших родителей, способствуют более
легкому запоминанию сути бесед, создают
особый настрои на доброжелательный,
откровенный и деловой разговор. Вот уже
более пяти лет в детских садах используется
нетрадиционная методика проведения
родительских собраний, которая повысила
интерес родителей к вопросам воспитания
детей, значительно увеличила явку
(многие стали посещать собрания семьями),
активизировало родителей на решение
проблем воспитания.

В настоящее время используются
всевозможные методы и формы педагогического
просвещения родителей, как и уже
утвердившиеся в этой области, так и
новаторские, нетрадиционные. Используется:

— наглядная пропаганда,

— посещение семей,

— родительские собрания,

— беседы и консультации,

— конференции родителей,

— устные журналы,

— анкетирование,

— дни открытых дверей,

— круглые столы,

— организация клубов,

— организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов
более подробно.

Посещение семей

Педагогическая помощь родителям должна
основываться на тщательном и всестороннем
изучении каждой семьи, каждого ребенка.
Работа с родителями будет иметь
конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и
взаимному интересу родителей и
воспитателей, если в ней будут реализованы
в единстве следующие задачи:

1) Ознакомление с материальными условиями
жизни семьи, ее психологическим климатом,
особенностями поведения ребенка в
семье.

2) Определение уровня педагогической
культуры родителей.

3) Выявление трудностей, испытываемых
родителями.

4) Изучение положительного опыта семейного
воспитания с целью его распространения.

5) Осуществление коллективного,
дифференцированного и индивидуального
педагогического воздействия на родителей
на основе тщательного анализа полученных
данных о каждой семье.

Решать эти задачи можно при помощи
различных методов работы с родителями,
но наиболее действенной формой для
этого является посещение семей.

Профессиональный социальный педагог
уже с первого посещения семьи увидит,
какие взаимоотношения преобладают
между ее членами, каков психологический
климат, в условиях которого происходит
развитие ребенка. При каждом последующем
посещении семьи воспитатель или
социальный педагог должен заранее
определить конкретные цели и задачи,
связанные с особенностями развития и
воспитания ребенка, с типом семьи.
Например, при посещении на дому семьи
ребенка раннего возраста выдвигаются
следующие цели и темы бесед: «Условия
для развития предметной деятельности
ребенка», «Соблюдение режима дня
ребенка раннего возраста», «Педагогические
условия для формирования
культурно-гигиенических навыков и
самостоятельности ребенка» и др. К
примеру, посещая малообеспеченную
семью, можно выяснить, какие конкретно
трудности они испытывают; продумать,
чем ДОУ может помочь семье (бесплатное
посещение детского сада, покупка игрушек
и т.п.)
. Четко поставленная цель посещения
обеспечивает готовность педагога к
встрече с родителями, ее целенаправленность.

Чтобы посещение на дому было эффективней,
необходимо информировать родителей не
только о времени посещения, но и о его
основной цели. Практика показывает, что
в таком случае беседа и наблюдения
проходят более результативно
. Нужно
отметить еще и то, что в домашних условиях
беседа с родителями бывает откровенней,
есть возможность ознакомиться с мнением
и взглядами на воспитание всех членов
семьи, которые повседневно влияют на
развитие ребенка. На основе бесед со
всеми членами семьи, наблюдений
воспитатель может четко определить
дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду,
можно использовать сочетание различных
видов наглядности. Это позволяет не
только знакомить родителей с вопросами
воспитания через материалы стендов,
тематических выставок и др., но и
непосредственно показать им
воспитательно-образовательный процесс,
передовые методы работы, доступно и
убедительно давать родителям нужную
педагогическую информацию. Можно
постоянно оформлять групповые стенды
типа «Для вас, родители», содержащие
информацию по двум разделам: повседневная
жизнь группы — различного рода объявления,
режим, меню и т.п., и текущая работа по
воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете
обсуждают годовой план работы. Затем
педагоги информируют о задачах воспитания
по определенному разделу на квартал,
сообщают программное содержание занятий,
дают советы родителям, как в семье может
быть продолжена работа, осуществляемая
в детском саду
. Под общим заголовком, к
примеру, «Чем занимались ваши дети
сегодня», помещаются выписки из
календарных планов, краткие выписки о
выполнении программы.

С большим удовольствием родители
рассматривают работы детей, выставленные
на специальном стенде: рисунки, лепка,
аппликации и т.д.

При знакомстве родителей с физическим
воспитанием в семье на выставке можно
использовать фотографии, текстовой
материал о пользе физических упражнений,
перечень основных движений, которыми
должны овладеть дошкольники.

Родители проявляют большой интерес к
тому, как живут дети в детском саду, чем
занимаются. Знакомить родителей с этим
лучше всего путем проведения дней
открытых дверей
.К их проведению
необходимо прилагать большие усилия и
методистов, и социальных педагогов, и
психологов. Подготовку к этому дню стоит
начинать задолго до намеченного срока:
подготовить красочное объявление,
продумать содержание воспитательно-образовательной
работы с детьми, организационные моменты.
Перед началом просмотра занятий
необходимо рассказать родителям, какое
занятие они будут смотреть, их цель,
необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают
родителям: они получают возможность
наблюдать за своими детьми в ситуации,
отличной от семейной, сравнить его
поведение и умения с поведением и
умениями других детей, перенять у
педагога приемы обучения и воспитательных
воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся
дежурства родителей и членовродительского комитета. Широкие
возможности для наблюдения предоставляются
родителям во время прогулок детей на
участке, в дни праздников, вечеров
развлечений. Эта форма педагогической
пропаганды очень действенна и помогает
педагогическому коллективу преодолеть
еще встречающееся у родителей поверхностное
мнение о роли детского сада в жизни и
воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать
такую динамичную форму педагогической
пропаганды, как папки-передвижки. Они
помогают и при индивидуальном подходе
в работе с семьей
. В годовом плане
необходимо заранее предусмотреть темы
папок, чтобы педагоги могли подобрать
иллюстрации, подготовить текстовой
материал
. Темы папок могут быть
разнообразными: от материала, касающегося
трудового воспитания в семье, материала
по эстетическому воспитанию до материала
по воспитанию детей в неполной семье.

Для неполных семей можно оформить папку
на тему «Воспитать ребенка полноценным»:

1) рекомендации психолога;

2) консультация для родителей;

3) статьи по теме;

4) где найти поддержку в кризисной
ситуации (рекомендации социального
педагога).

Вот, например, какие материалы можно
поместить в папке на тему «Игра детей
как средство воспитания»:

1) высказывания классиков педагогики о
назначении игры для развития и воспитания
детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того
или иного возраста, перечень игрушек и
фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой
деятельности в разном возрасте, ее роль
в нравственном воспитании, примеры
сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской
игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

В папке-передвижке на тему «Совместная
работа детского сада и семьи по физическому
воспитанию» можно подобрать следующее:

1) текстовый материал о значении
физического воспитания детей дошкольного
возраста;

2) консультация для родителей на
определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения для детей
дошкольного возраста;

4) планы-конспекты физкультурных занятий;

5) рекомендации, советы по организации
физической деятельности в семье;

6) фотоматериал, отражающий занятия
физическими упражнениями в детском
саду;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать
на родительских собраниях, рекомендовать
ознакомиться с папками, давать их для
ознакомления на дом. Когда родители
возвращают папки, воспитателям или
социальным педагогам желательно провести
беседу о прочитанном, выслушать вопросы
и предложения.

Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят
традиционно — доклад педагога на какую-то
тему и обсуждение организационных
вопросов. Как правило, на собраниях
такого типа родители не проявляют
никакой активности. А пассивность — это
показатель либо незаинтересованности,
либо того, что сама форма проведения
собрания не располагает к высказываниям
со стороны родителей
. Это говорит о том,
что необходимо срочно пересматривать
формы проведения родительских собраний.

Но все-таки, многие образовательные
учреждения используют новаторские
формы проведения.

Для совершенствования проведения
мероприятия необходима организация
семинаров-практикумов, на которых стоит
рассматривать вопросы подготовки и
проведения родительских собраний, пути
повышения активности родителей. Также
можно провести обсуждение рекомендаций,
которые даются по этим вопросам в
пособиях, определить общие требования
к подготовке и проведению собрания.

Некоторые родительские собрания можно
делать открытыми, чтобы на нем могли
присутствовать другие учителя. Совместно
с методистом и социальным педагогом
обсуждается план мероприятий по
подготовке к собранию, составляется
вопросник для родителей, памятка.
Объявить о собрании следует заранее —
за одну-две недели до его проведения.

Вопросники могут быть разного плана,
примерно такого содержания:

Уважаемые мамы и папы!

Просим вас принять активное участие в
подготовке к групповому родительскому
собранию на тему «. . . . . . .» (указать
тему родительского собрания).

Предлагаем подумать над следующими
вопросами:

1. . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . .

3. . . . . . . . . . .

и т.д. (вопросы составляются с учетом
темы мероприятия, учитывая социальные,
педагогические, психологические аспекты
воспитания).

Также заранее выясняется, кто может
выступить на собрании.

Методистом и социальным педагогом на
доске информации помещается материал
примерно по таким рубрикам:

1. «Наши успехи»: выполнение программы
по какому-либо виду воспитания (зависит
от темы собрания), уровень знаний у
детей.

2. «Наши задачи»: задачи, которые
предстоит решить вместе с родителями.

3. «Консультации»: краткое изложение
темы собрания, ее значение в воспитании
детей.

4. «Литература по теме проведения
мероприятия»: список литературы с
краткими аннотациями.

5. «Детская художественная литература»:
список литературы с аннотациями и
рекомендациями к ее использованию в
том или ином аспекте воспитательной
деятельности (трудовое, эстетическое,
физическое и т.п.).

6. «Наши проблемы» (в зависимости
от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски
можно оформить ширму-складку, выставку
литературы для родителей.

Активное собрание родителей предусматривает
собой показ занятий-бесед, затем
обсуждение увиденного, раздача памяток
по теме собрания.

Организуя родительские собрания по
такой схеме можно за короткое время
добиться результатов: родители становятся
более заинтересованными в жизни детского
сада, более активными в его работе. Такая
форма дает возможность родителям как
бы заново узнать своего ребенка, наблюдая
его в условиях детского сада, когда в
свободной беседе обсуждаются педагогические
проблемы, способствует повышению чувства
ответственности за воспитание детей,
сплачивает коллектив родителей,
положительно сказывается на взаимоотношениях
детского сада и семьи.

Родительский ринг

Родительские ринги одна из дискуссионных
форм объединения родителей и формирования
родительского коллектива. Проведение
родительских рингов в школе просто
необходимо
. Многие родители уже в
начальной школе проявляют категоричность
суждений по многим вопросам воспитания
детей, абсолютно не учитывая возможности
и способности своего ребенка, уровень
его реального учебного потенциала.
Некоторые из родителей считают, что их
методы воспитания истинны и не подлежат
сомнению и коррекции со стороны педагога.
Родительский ринг проводится с той
целью, чтобы многие родители могли
утвердиться в правоте своих методов
воспитания или провести ревизию своего
педагогического арсенала, задуматься
над тем, что в воспитании своего ребенка
они делают правильно, а что не совсем
так.

Деловые игры.

Деловая игра — простор для творчества.
Она максимально приближает участников
игры к реальной обстановке, формирует
навыки быстрого принятия педагогически
верных решений, умение вовремя увидеть
и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы
проведения деловых игр. Все зависит от
компетентности, способностей и выдумки
руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает
в себя определение цели, задач игры,
организационных правил, регламентирующих
ход игры, выбор действующего лица (лиц)
в соответствии с ролями, подготовку
необходимого наглядного материала и
оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении
всеми участниками игры необходимых
правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее
результатов.

Целью деловых игр является выработка
и закрепление определенных навыков,
умения предупредить конфликтные
ситуации. Роли в деловых играх могут
распределяться по-разному
. В ней могут
участвовать воспитатели, заведующие,
социальные педагоги, родители, члены
родительского комитета и др
. В деловой
игре также принимает участие референт
(их может быть несколько), который ведет
наблюдение за своим объектом по
специальной карточке наблюдения.

Встречи за «круглым столом»или
«Родительский вечер».

Встречи за «круглым столом»
расширяют воспитательный кругозор не
только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое
значение. Актовый зал следует особо
украсить, специально расставить мебель,
обратить внимание на музыкальное
оформление, что должно располагать к
раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными.
Беседу следует начинать активистам-родителям,
затем в нее должны включиться психолог,
врач, дефектолог, воспитатели, социальный
педагог, остальные родители. Можно
предложить для обсуждения различные
ситуации из семейной жизни, проблемы,
возникающие при воспитании детей в
различных типах семей, что еще больше
активизирует участников встреч
. В этой
форме работы примечательно то, что
практически ни один родитель не остается
в стороне, почти каждый принимает
активное участие, делясь интересными
наблюдениями, высказывая дельные советы.
Обобщить и закончить встречу может
психолог или социальный педагог.

Разделы:
Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Профессия — педагог

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: » Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

«Семья — дошкольное образовательное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание работы дошкольного учреждения с родителями воспитанников состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педаго­га с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

 В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенкамного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия. Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции.Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2
. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5
. Праздники нашей семьи.
6
. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7
. Традиции и обычаи нашей семьи.
8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга
. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

24.03.2017