Интеграция: понятие в педагогике, процесс обучения инвалидов

Понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками . Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования . В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец . Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

Понятие «Интегрированное обучение» в специальной (коррекционной) педагогике

В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н.М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» . Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» . В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. В работах об интеграции детей с отклонениями в развитии вводится такое понятие, как социально-культурная интеграция. Содержание этого понятия разработано в исследованиях Д.Л. Шамсутдиновой. «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д.» Н.М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки . Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В отечественной специальной педагогике используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемый термин – интегрированное обучение. М.И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» . Схожее определение интегрированного обучения даётся С.С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми» . Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используется термин интегрированное обучение и воспитание, интегрированное образование. Однако в их содержание авторы вкладывают схожий смысл. Помимо работ, анализирующих подходы к интеграции и интегрированному обучению, написанных в рамках специального образования, имеются монографические исследования, посвящённые данному вопросу, написанные в рамках общей педагогики и социологии образования . Д.В. Шамсутдинова использует понятие социально- культурная интеграция, содержание которого перекликается с содержанием понятия интеграция, используемым в специальной педагогике. Д.В. Зайцев использует понятие, интегрированное образование, опираясь на проект закона РФ «О специальном образовании».

См. также

  • Инклюзивное образование

Ссылки

  • Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики
  • Ситаров В. А., Шутенко А. И. Развитие образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного обучения // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
  • Инклюзивное образование
  • Видеолекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) «Международный опыт инклюзии»
  • Видео по Инклюзивному образованию
  • Н.Н. Малофеев об инклюзии в РФ.
  • Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете
  • Ямбург, Евгений Александрович
  • Школа № 2019 «Ковчег»

Литература

  • Словарь иностранных слов.- М., 1955.- С. 276
  • Энциклопедический социологический словарь.- М., 1995.- С. 233.
  • Краевский В.В. Методология педагогической науки.- М.,200.
  • Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
  • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.,2006.
  • Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.
  • Леднёв В.С. Содержание образования.-М.,1989.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
  • Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.
  • Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.
  • Гапеенкова С.М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения.-Пенза,1997.
  • Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
  • Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития//Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей.- СПб., 1997.- Ч. 2.- С. 152.
  • Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада … д.пед.н.- М.,1996.
  • Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.- С. 8 – 13.
  • Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002; Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.- С. 99.
  • Дефектология: Словарь-справочник.- М., 1996.- С. 35.
  • Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002
  • Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.

Примечания

  1. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. — 2009. — N 1. — С. 9-13.

Разделы:
Общепедагогические технологии

Интеграция в обучении — процесс
установления связей между структурными
компонентами содержания в рамках определённой
системы образования с целью формирования
целостного представления о мире,
ориентированной на развитие и саморазвитие
личности ребёнка.

Интеграция предметов в современной школе — одно
из направлений активных поисков новых
педагогических решений, развития творческого
потенциала педагогических коллективов с целью
эффективного и разумного воздействия на
учащихся.

Интеграция способствует преодолению
фрагментарности и мозаичности знаний учащихся,
обеспечивает овладение ими целостным знанием,
комплектом универсальных человеческих
ценностей.

В отечественной и зарубежной педагогической
науке имеется богатый опыт исследования проблем
интеграции. Задачу использования межпредметных
связей в учебном процессе в разные периоды
выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци,
Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

В условиях быстрого роста объёма информации
возможность её восприятия и осмысления резко
уменьшается. Выход видится в синтезе разных
учебных предметов, разработкой интегрированных
курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

Различают три уровня интеграции содержания
учебного материала:

  • внутрипредметная — интеграция понятий, знаний,
    умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная — синтез фактов, понятий,
    принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная — синтез компонентов основного
    и дополнительного содержания образования.

Главными идеями интегративного обучения
являются:

  • личностная направленность обучения (Человек-
    главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и
    способов деятельности (Усвоение знаний на основе
    осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении
    (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри
    научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • -диалогичность (Истина рождается в процессе
    диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование
целостного видения мира. Внутри интегративного
образования можно выделить отдельные
технологии:

  • интеграцию;
  • проектные технологии;
  • технологии образования в глобальном
    информационном сообществе;
  • преподавание крупных систематических учебных
    курсов на основе Интернета.

При планировании интегрированных уроков
учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно
    правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения,
    которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в
    содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются
    так, чтобы стали необходимым звеном урока и
    получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств
    обучения и определение нагрузки учащихся на
    уроке.

Процесс интеграции требует выполнения
определённых условий: объекты исследования
совпадают, либо достаточно близки; в
интегрируемых предметах используются
одинаковые или близкие методы исследования; они
строятся на общих закономерностях и
теоретических концепциях.

Например, в процессе обучения информатике
младших школьников целесообразно
организовывать связи между такими предметными
областями как русский язык, математика и другие.

Однако не всякое объединение различных
дисциплин в одном уроке автоматически
становится интегрированным уроком. Необходима
ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную
связь, целостность данного урока.

Проанализируем положительные и отрицательные
стороны интеграции.

  1. Позволяет реализовать один из важнейших
    принципов дидактики — принцип системности
    обучения.
  2. Создает оптимальные условия для развития
    мышления, развивая логичность, гибкость,
    критичность.
  3. Способствует развитию системного
    мировоззрения, гармонизации личности учащихся.
    Уменьшается многопредметность, расширяются и
    углубляются межпредметные связи, появляется
    возможность получить больший объём знаний.
  4. Является средством мотивации учения
    школьников, помогает активизировать
    познавательную деятельность учащихся,
    способствует развитию творчества.
  5. Интегрированный подход требует от учителя
    повышенного уровня педагогического мастерства,
    универсальности его образования.

    К отрицательным сторонам можно отнести:
    увеличение плотности урока, отсутствие
    детализации, в отдельных случаях, большие
    временные затраты при подготовке к уроку.

    Перечислив положительные и отрицательные
    аспекты интегрированного обучения можно сделать
    вывод: несмотря на то, что помимо интеграции
    существуют другие технологии, позволяющие нашим
    детям получить образование, совместимое с
    реальной жизнью. Преимущество интеграции в
    обучении — это создание предпосылок для
    формирования не узко информированного
    специалиста, а творческой личности, которая
    целостно воспринимает мир и способна активно
    действовать в социальной и профессиональной
    сфере
    . Система образования реализует и
    предъявляет все большие требования к человеку, а
    в соответствии с этим, и к качеству образования, и
    задачей учителя является стремление все к
    большему повышению качества преподавания урока,
    качества предоставляемых знаний и связи с
    другими предметами за счет интегрированного
    обучения
    .

    18.05.2010