Как предоставляется право на использование земли запаса

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Законодательное регулирование

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Именно эта статья определяет основные направления, по которым происходит использование земель запаса.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

тест

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Правила использования земель запаса

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Во всех остальных случаях использование земель запаса без перевода их в другую категорию запрещено, а нарушение законодательства в этой сфере будет строго наказываться.

Порядок использования земель запаса

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Порядок перевода для каждой категории зафиксирован на уровне федерального законодательства.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Этот перечень является исчерпывающим на данный момент, и его изменение возможно только вместе с изменением законодательства.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Состав земель запаса

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

В нашей стране существует определенная форма собственности, в которой находится большинство земли в районе каждого населенного пункта. Такие участки называются землей запаса. Она не может подвергаться воздействию граждан страны. Однако существует возможность использования земель запаса, если это сопровождается острой необходимостью.

Законодательный уровень

Поскольку форма собственности, в которой находятся земли запаса, относится к особой категории земельных участков, существует отдельный законопроект, регулирующий законодательные особенности такого имущества.

Подробный регламент в отношении такой недвижимости можно изучить в 103 статье Земельного кодекса РФ. Также весомую роль играет ФЗ «О переводе земли из одной категории в другую». Плюс ко всему, в некоторых субъектах государства можно столкнуться с законодательством уровня субъекта.

Согласно 103 статье Земельного кодекса, можно выделить участки, которые могут стать землей запаса:

  • Неиспользуемые территории, предназначавшиеся для работы в сельскохозяйственной сфере.
  • С/Х угодья, которые не нуждаются в вводе в эксплуатацию. В течение этого времени они находятся в реестре такого имущества.
  • Территории, находящиеся в распоряжении лесного фонда.
  • Участки, на которых расположены природные водоемы.

В целом к землям запаса относятся земли, находящиеся вокруг всех населенных пунктов. Большинство этих участков относится к особой категории формы собственности.

Землями запаса распоряжается уполномоченный государственный орган. Какой именно зависит от степени подчиненности недвижимости какому-либо уровню собственности. Всего предоставляется три возможных вида такого имущества:

  1. Федеральные территории. Это места, на которых расположены объекты федерального уровня важности. Распоряжаются таким имуществом только высшие государственные органы.
  2. Региональная собственность.
  3. Земля муниципального уровня.

Эксплуатация земли запаса допускается только при повышенной необходимости. Однако сначала нужно перевести участок в соответствующую категорию имущества.

Использование подобных участков

При получении права использования такого имущества необходимо соблюдать все установленные правила. Таким образом, существует три условия, позволяющих использовать землю без перевода в другую категорию собственности. Такое возможно, если:

  1. Территория не расположена в диапазоне закрытых образований. Объекты, расположенные на ней, можно использовать в своих интересах.
  2. Участок используется для охоты и прогона скота к пастбищу.
  3. Если на участке организован сбор сухостоя, то можно не переводить его в другую категорию. Однако запрещено использовать сухостой с целью извлечения денежной прибыли.

В любом другом случае необходимо переводить участок из одной категории собственности в другую.

Перевод земельного участка из запаса в другую категорию допускается в исключительных случаях при возникновении острой необходимости. К таким случаям относятся:

  1. Необходимо реализовать территорию с особой защитой, после будет создан природный парк или заповедник.
  2. Нужно изменить существующую территорию границ субъектов страны.
  3. Требуется консервация земельного участка в связи с его износом.
  4. Планируется строительство элементов инфраструктуры или другого полезного назначения для общества.
  5. Поднятие уровня безопасности государства засчет строительства новых военных баз.
  6. Открытие нового месторождения полезного ископаемого.

Изменение формы собственности

Процедура перевода земли запаса в эксплуатацию регулируется упомянутым до этого федеральным законом. Законный алгоритм использования земель запаса выглядит следующим образом:

  1. Первым делом подается ходатайство об изменении категории определенных земель.
  2. При заинтересованности государственного органа необходимо собрать все необходимые документы, которые подтверждают законность просьбы об использовании имущества.
  3. После этого уполномоченные лица занимаются проверкой всех фактов. Если в ее ходе не было выявлено нарушений, то перевод участка в другую категорию одобряется.

Если было принято положительное решение, то необходимо сразу составить Постановление уполномоченного органа, которое подтверждает закрепление новой категории за имуществом.

Отказать могут в следующих случаях:

  1. Гражданин признан ненадлежащим лицом для подобной просьбы.
  2. Перечень поданных документов неполный или нарушает какие-либо законные нормы.

Если заявитель не согласен с решением уполномоченной организации, он может обжаловать решение в суде.

Многие считают, что перевод земли запаса в другую категорию и ввод ее в эксплуатацию невозможен. Однако если подойти к процессу с умом, изучить все нормативные акты, то можно получить возможность задействовать определенный участок в производстве.

Использование земель запаса допускается при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Они относятся к особой категории угодий, назначение которых изначально не установлено.

Что относится к такой площади и её виды

Земля запаса – это территории, право распоряжения, которыми принадлежит государству или муниципальным властным органам, за исключением площадей, входящих в фонд перераспределения для с/х целей.

Статьей 96 ЗК РФ устанавливается запрет на передачу такого вида земли нанимателям или собственникам из-за отсутствия её предназначения до того времени, когда будет произведена их передача в другую земельную группу.

В соответствии со ст.45 ЗК РФ существует возможность осуществлять на такой площади землеустроительные и кадастровые работы, геодезические изыскания и иные мероприятия по исследованию такой местности.

Образование земель запаса производится из площадей, которые в установленном режиме выводились из оборота. К ним относятся:

  • Угодья с/х назначения, пользование которых приостановлено в виду утраты их плодородия, а также из-за отсутствия необходимости в использовании;
  • Земли лесного фонда, пользование которых невозможно либо они зарезервированы для строительства крупных промышленных объектов;
  • Площади, на которых располагаются естественные водоемы, неиспользуемые из-за их непригодности.

Территории земель запаса делятся на три основных вида:

  • Федеральные, если на них находятся объекты государственного значения;
  • Субъектов РФ, входят участки расположенные в границах муниципальных образований;
  • Муниципалитетов, в них входят оставшиеся территории.

Использование этих участков может осуществляться, когда возникает особая необходимость, а сами площади переданы в другую категорию на основании действующих норм права.

Правовой режим

Площади из земель запаса не предоставляются компаниям и физическим лицам, так как запрещается их фактическая эксплуатация до смены их категории и предоставления заинтересованным лицам для осуществления хозяйствования. При этом они не являются бесхозными наделами, так как они прошли государственный учет и на них существует кадастровая документация, содержащая все необходимые экономические, правовые и хозяйственные характеристики. Кроме того, они защищены законом от присвоения и иных посягательств, несогласованных с уполномоченными органами власти.

Такие земли имеют резервное значение, но могут включаться в структуры различных фондов.

Положениями статьи 60 ЗК РФ местные администрации наделяются полномочиями для предоставления гражданам, не являющимся членами колхозных образований и не работающими на сельхозпредприятиях, участками из земель запаса с целью организации фермерских хозяйств.

При перераспределении территории они могут передаваться на основании итогов конкурса или нанимателю с правом дальнейшего выкупа. Те объекты, которые не были распределены по различным обстоятельствам, могут передаваться в бесплатное пользование или продаваться по кадастровой цене.

Вся деятельность фондов, которым поступает такая земля, контролируется местными муниципалитетами, которые не теряют своих правомочий, пока угодья не будут переведены в другую группу и представлены заинтересованным субъектам для их дальнейшей реализации.

Правила использования

Учитывая, что земли запаса входят в особую группу территорий, для их эксплуатации потребуется придерживаться определенных принципов, запрещающих или разрешающих пользование такого вида ресурсов.

Например, разрешается использовать такие участки без перевода их в другой тип в ситуации, если:

  1. Площадь не входит в территорию закрытого образования, а располагающиеся на нем природные ресурсы могут свободно использоваться людьми в личных интересах. Это может быть рыбалка или сбор ягод и грибов;
  2. Использование территории в целях охоты или прогона домашнего скота к месту еговыпаса без осуществления остановки на нем;
  3. Заготовка сухостоя на территории без проведения вырубки лесных насаждений, если он будет использован для отопления индивидуального жилища и не связан с получением дохода.

В других случаях, эксплуатация земель запаса требует их перевода в другую группу, а их незаконное использование преследуется по закону.

Перевод в другую категорию

Процедура занимает большой промежуток времени и достаточно трудоемка, по его результатам выдается разрешение федерального или муниципального властного органа. После того, как он сменит свое предназначение, он может быть использован только в соответствии с ним.

Перевод земель возможен в случаях, прямо устанавливаемых законодательством. К ним относятся

  • Необходимость создания объектов с особым режимом использования и охраны. Это могут быть заповедные зоны, природные парки;
  • Потребность изменения границ регионов или муниципальных образований;
  • Нуждаемость земель в консервации в виду их износа. Это касается снижения плодородия с/х площадей:
  • Важность строительства объектов инфраструктуры, культурного и бытового назначения. К ним относятся: сооружение ресурсоснабжающих предприятий, образовательных и медицинских учреждений, дорог и мостов и другое;
  • Реализация мер по безопасности государственных границ (возведение сооружений оборонительного назначения или военных объединений);
  • Разработка залежей природных ресурсов с дальнейшим развертыванием их добычи.

Это полный список оснований для смены категорий, внесение изменений в него возможно только в законодательном порядке.

Порядок перемещения земель в иную целевую группу регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую».

Последовательность совершаемых операций будет следующая:

  1. Подготовить прошение. В нем необходимо изложить необходимые сведения:
  • Номер участка в кадастре;
  • Текущая и желаемая категорийность площади;
  • Цели и аргументы, подтверждающие возможность изменения назначения.
  1. Собрать необходимую документацию:
  • Гражданский паспорт заявителя;
  • Выписку из ЕГРП и государственного кадастра;
  • Экспертное заключение экологической инспекции России.
  1. Подать пакет документов в соответствующую инстанцию в зависимости от принадлежности собственнику. Если это государство – прошение представляется в Правительство РФ, у субъекта – региональный исполнительный орган, у муниципалитета – местная соответствующая служба.
  2. По результатам проведенной проверки принимается решение о присвоении заявляемой категории либо об отказе в переводе. При положительном решении оформляется Постановление соответствующей организации с обязательным установлением новшества в правоустанавливающей документации. Отказ оформляется актом.

ВНИМАНИЕ! Отказ в изменении категории может быть обжалован заявителем в судебном порядке!

Основания для отказа

Отрицательный ответ может быть получен в следующих ситуациях:

  1. Когда заявитель является ненадлежащим лицом, которое может обращаться с такой просьбой.
  2. Если представленный пакет документов не соответствует требованиям, установленных законодательством.

Земли запаса представляют особый объект в сфере земельных правоотношений, так как до изменения своего назначения не могут использоваться, а также передаваться в личное владение заинтересованным лицам. Но, в ситуациях когда перевод совершен, территория может эксплуатироваться в соответствии со своим предназначением.