Как развивать память: тренировка внимания и мышления

Статистика утверждает, что за последний десяток лет увеличилось количество людей, испытывающих проблемы с кратковременной памятью. Более 80% опрошенных утверждают, что регулярно не могут вспомнить куда положили вещь, которую использовали всего пять минут назад. Многим знакомо ощущение, когда слово, которое точно знакомо, никак не получается назвать без длительных размышлений. Подобные симптомы — верный признак, что пора задуматься, как развивать память.

Причины неутешительных статистических данных кроются в технологическом прогрессе. Когда под рукой смартфон с интернетом отпадает необходимость запоминать номера телефонов и адреса — их предпочитают записывать. Точные формулы, определения и данные всегда можно найти с помощью всемирной сети. Без регулярного использования механизмы, отвечающие за память, теряют свою остроту и силу.

Эти процессы не являются необратимыми. Умственные навыки можно натренировать подобно физическим. Разуму, так же как и мышцам необходимы регулярные нагрузки, они способствуют поддержанию мозга в тонусе. Для того чтоб заметно повысить свои навыки, достаточно уделить четверть часа в день развитию способностей интеллекта: памяти, внимательности, концентрации.

Как тренироваться на ходу

Развитие памяти у взрослых, упражнения и дополнительные затраты умственных усилий и времени могут показаться не слишком привлекательными для занятого человека. Но тренировки легко совмещать с привычным ритмом дня. Достаточно время от времени ставить себе задания, выполнять которые можно мысленно, не приостанавливая движения и деятельность.

Примеры:

  • Попытка вспомнить, какие товары и в каком порядке расположены на витрине, успешно скрасит дорогу в магазин.
  • Не стоит спешить обращаться к записной книжке, попытка набора телефонного номера и воспроизведение нужного адреса по памяти может существенно улучшить навык.
  • В очереди или общественном транспорте полезно пронаблюдать за разговором людей поблизости, чтобы впоследствии попытаться воспроизвести в воображении детали диалога, интонаций и мимики.
  • В транспорте можно выбрать определенного человека и, рассмотрев его в течение пятнадцати секунд, попытаться отвернувшись представить облик в подробностях.
  • Во время механической работы можно составлять про себя списки вроде «10 фамилий писателей, которые начинаются на букву «С».
  • Не бьющиеся вещи можно раскладывать по полкам с закрытыми глазами.
  • Людям, которые мучаются бессонницей, вместо просмотра фильма поможет попытка воспроизвести прошедший день, называя события от утра до вечера в обратном порядке.
  • Лучше избегать рутины, стараться выбирать новые маршруты, делать привычные дела новым способом, пробовать новые задачи.

Эти же методы можно адаптировать и для детей от 5-и лет. Если подать упражнения как веселую игру или соревнование, ребенок с увлечением подключится к тренировкам.

Методы развития памяти у детей

Развивать память у ребенка можно с ранних лет. Методы не отличаются по сути от упражнений для взрослых. Разница заключается в форме. Ребенку 5-и лет можно предложить поиграть в классическую игру «что лишнее и чего не хватает». Ведущему необходимо расположить в ряд несколько предметов, а когда игрок прикроет глаза переместить или убрать одну из фигурок. Воспроизвести последовательность фигур ребенку будет веселее, если он представит, что это код от сейфа с секретной картой.

Спрятанный в квартире сувенир или сладости занимательно искать и детям 7—10 лет. Ориентирами могут послужить описания предметов, количества, цвета, формы. Разгадывание ребусов будет восприниматься как игра, но окажет свою пользу и для развития мыслительных способностей, и для памяти.

Как развивать память и внимание у школьников продумывается и на государственном уровне. Этот аспект включен в образовательную программу. Обучение само по себе является нагрузкой для умственных способностей, поэтому важно не переусердствовать. Большую роль играет обеспечение благоприятных условий для формирования навыков мышления.

Чтобы обучение и тренировки были эффективными, нужно обеспечить:

  • Здоровый сон ребенка не менее 10-и часов.
  • Регулярное проветривание помещений и ежедневные прогулки.
  • Беззаботный отдых для восстановления сил.
  • Перемену деятельности и физические нагрузки, пусть между различными предметами домашнего задания у школьника будет время для разминки.
  • Наличие в рационе орехов, семечек, черники и черной смородины, отрубей и морепродуктов. Это благотворно сказывается на мыслительных способностях.

Соблюдение этих простых правил оказывает положительное влияние на обучение и развитие разума ребенка. Часто этого достаточно для заметного улучшения памяти, концентрации и успеваемости. Чтобы помочь ребенку лучше усваивать материал школьной программы и справляться с большими объемами информации, стоит познакомить его с различными методами для быстрого запоминания.

Как запоминать быстро и легко

Для того чтобы усвоение информации происходило быстрее и откладывалось надолго, нужно задействовать механизмы восприятия по максимуму. Зрительные образы, проговаривание и практические занятия, которые напрямую связаны с изучаемым материалом, помогают задействовать долговременную память и крепко заучить необходимые данные. Комплексный подход обеспечивает слаженную работу нескольких механизмов психики, что облегчает понимание и запоминание.

Методы быстрого запоминания:

  1. Рифмование и музицирование. Информация запоминается легче, если подкреплена мотивом или созвучностью.
  2. Эмоциональный якорь. Для использования этого приема нужно придумать забавную сценку, или фразу, связанную с данными. То что заставляет улыбаться, откладывается в памяти лучше.
  3. Ассоциативный ряд. Сложную формулу можно представить в виде предмета, напоминающего формой очертания букв, для цифр провести параллели с похожими вещами.
  4. Логические привязки. Этот способ апеллирует к уже известным личности фактам и требует нахождения взаимосвязи новой информации с уже существующей.
  5. Воплощение. Нужную информацию можно зарисовать, изобразить схематически или сделать инсталляцию из подручных предметов.
  6. Метод Цицерона. Этот способ предлагает представить данные в привычной обстановке, например, в собственной комнате. Привязка к знакомому расположению вещей создает мощные ассоциативные связи.
  7. Обучение. С помощью конспектов или учебников стоит попробовать объяснить материал кому-либо из своих знакомых. Процесс подкрепляет глубокое понимание предмета и образует в сознании новые логические связи.

Использование мнемонических техник сказывается не только на результатах для текущих задач. Такие действия являются также хорошими упражнениями для памяти и внимания взрослых.

Упражнения для интеллекта

Вопрос как развивать память и мышление у взрослых стоит острее, так как профессиональная деятельность и ответственность накладывают свой отпечаток на образ жизни. С возрастом в жизни становится больше однообразных задач и рутинной деятельности, что оказывает негативное влияние на состояние интеллектуальных способностей. Психологи работают над вопросом: как развить память у взрослого человека. Упражнения, специальные таблицы, приложения и игры создаются специально для повышения мнемонических способностей личности.

Тренировка визуальной памяти по методу Айвазовского

Метод назван в честь знаменитого художника, так как изображенные им морские волны реалистичны. Пребывающую в постоянном волнении воду не заставить позировать, поэтому фамилия мариниста служит символом отличной визуальной памяти.

Инструкция:

  1. Нужно внимательно рассмотреть изображение, участок пейзажа или обстановку.
  2. Закрыть глаза.
  3. Попробовать мысленно воспроизвести изображение во всех деталях.

Упражнение со спичками

Метод напоминает предыдущий, но в качестве материала используются обычные спички. Пять штук нужно бросить на стол и попытаться в течение 15-и секунд запомнить их расположение. Отвернувшись, следует расположить другие пять спичек в точном соответствии с теми, что были брошены. Если задача выполнена без труда, количество предметов увеличивается. Если с первого раза попытка не удалась, можно немного увеличить время для запоминания.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте — это расположенные в хаотичном порядке числа. Упражнение требует найти все в арифметической последовательности. Это способствует развитию внимания и наблюдательности, что положительно сказывается и на возможностях памяти. Метод полезно применять для повышения скорости чтения.

Во время поиска необходимого числа разум фиксирует участок в несколько ячеек. Поэтому поиск следующих становится проще, а нагрузка для памяти улучшает мнемонические навыки. Таблицы можно распечатать или использовать специальные онлайн-упражнения.

Чтение вслух

Читать рекомендуется в течение 15-и минут ежедневно. Особое внимание нужно уделить интонациям. Чтение вслух с выражением не только улучшает дикцию, но косвенно способствует и улучшению аудиопамяти. Повысить эффективность способа можно, если записывать свою речь на диктофон, а после попытаться воспроизвести текст снова, полностью повторяя эмоциональную окраску и паузы. Так же можно поступать с монологами известных исполнителей, песнями и аудиокнигами.

А на дворе как раз разгар отпусков. В общем, спасай голову кто может! Помочь в этом деле мы попросили

доктора психологических наук, руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Марию Фаликман.

Пик активности — в 27 лет
— Мария, все чаще появляются исследования, мол, наш мозг начинает стареть довольно рано…
— По результатам изучения когнитивного старения (это исследование не самого мозга, а разных его функций — например, памяти, внимания) получается, что пик развития познавательной сферы наступает где-то в 27 лет.

— Значит, 27 — «рубеж», пройдя который надо усиленно качать извилины?
— Делать это надо всегда, иначе по достижении «рубежа» все покатится под горку. Если будете тренироваться, «спуск» не будет так заметен.

Задачки с цифрами и словами
— Японские ученые полагают: лучший способ накачать мозг — устный счет…— Устный счет — это активное вовлечение того, что мы называем рабочей (или кратковременной) памятью. Той, которая позволяет нам удерживать текущую информацию. Вот подхожу я к магазину, собираюсь купить то-то и то-то, а прошла внутрь — и забыла. Значит, рабочая память меня подвела. Или наоборот, зашла и все помню: стало быть, рабочая память в порядке.

— Еще такое упражнение в интернете предлагают: быстро посчитать в обратном порядке от 100 до 1.
— Психологи любят другую задачу — обратный счет тройками: 300, 297, 294 и т. д. Тоже упражнение на развитие рабочей памяти.

Или, например, такая задачка: придумать слово на каждую букву алфавита. Она хороша тем, что в это время мы возобновляем доступ к каким-то полузабытым словам в нашей памяти и задействуем те связи между нервными клетками, которые иначе бы дремали. Как и в игре, когда надо придумать слово на последнюю букву слова, сказанного соперником.

Или как в кроссворде.

— Говорят, кроссворд тоже не панацея: если он стал рутиной, то перестает развивать мозг.
— В том случае, если человек постоянно занимается разгадыванием кроссвордов. Если у вас в голове всегда наготове название столицы Уругвая, скорее всего, ваш мозг уже насытился кроссвордами: вы уже знаете почти все ответы или принцип, по которому составляются вопросы. В таком случае кроссворд как тренировка мозга не имеет смысла. Как и вязание или вышивка, если они превращаются в навык.