Межнациональные конфликты в современном мире: примеры

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Основная статья: Межэтнический конфликт

Подкатегории

В этой категории отображается 13 подкатегорий из имеющихся 13.

  • ► Погромы

    (33: 4 кат., 29 с.)

А

  • ► Арабо-израильский конфликт

    (74: 16 кат., 58 с.)

  • ► Армяно-азербайджанский конфликт

    (4: 2 кат., 2 с.)

Г

  • ► Грузино-абхазский конфликт

    (33: 2 кат., 31 с.)

  • ► Грузино-южноосетинский конфликт

    (14: 2 кат., 12 с.)

К

  • [×] Межэтнические конфликты в Казахстане

    (6: 6 с.)

  • [×] Межэтнические конфликты в Киргизии

    (2: 2 с.)

  • ► Конфликт в Северной Ирландии

    (90: 4 кат., 86 с.)

М

  • [×] Молдавско-гагаузский конфликт

    (2: 2 с.)

Н

  • ► Межэтнические конфликты в Нигерии

    (3: 1 кат., 2 с.)

Р

  • ► Межэтнические конфликты в России

    (13: 1 кат., 12 с.)

Э

  • ► Этнические чистки

    (22: 1 кат., 21 с.)

Ю

  • ► Югославская война (1991—2001)

    (18: 10 кат., 8 с.)

Страницы в категории «Межэтнические конфликты»

Показано 18 страниц из 18, находящихся в данной категории.

*

  • Межэтнический конфликт

А

  • Антицыганские волнения в Болгарии
  • Ассамское сопротивление

Б

  • Беспорядки в Косове (1981)
  • Беспорядки в Косове (2004)
  • Беспорядки в Хедерени

В

  • Волнения уйгур в Урумчи (2009)

Д

  • Дарфурский конфликт

И

  • Итурийский конфликт

К

  • Кульджинские события

М

  • Марганецкий погром (2009)
  • Массовые беспорядки в Душанбе (1990)
  • Массовые беспорядки в Яндыках (2005)
  • Межэтнический конфликт на Соломоновых Островах (1998—2003)

Р

  • Резня в Батавии (1740)

С

  • Конфликт в Македонии (2001)

Э

  • Этнополитический конфликт
  • Этнорелигиозный конфликт

Источник —

https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Категория:Межэтнические_конфликты&oldid=88388236

Категории

:

  • Конфликты по типу
  • Ксенофобия
  • Нарушения общественного порядка

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат по дисциплине «Социология»

Выполнила: Гладкова Анна Павловна

студентка группы АЯ-21-1

СЕВАСТОПОЛЬ

2003 год

Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем названная в заглавии. Почему-то людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими. К счастью, печальная история немецкого национал социализма отошла в прошлое, однако нельзя сказать, что межнациональные распри канули в Лету.

Взяв любую сводку новостей, можно наткнуться на сообщение об очередной «акции протеста» или «теракте» (в зависимости от политической ориентации данного СМИ). Периодически появляются все новые и новые «горячие точки» со всеми вытекающими отсюда процессами – жертвами как среди военных, так и и мирного населения, потоками миграции, беженцами и ,в целом, — искалеченными человеческими судьбами.

При подготовке данной работы были использованы, прежде всего, материалы журнала «Социологические исследования» как одного из наиболее влиятельных на сегодняшний день социологических изданий. Также использовались данные ряда других средств массовой информации, в частности «Независимой газеты» и ряда интернет-изданий.По возможности предоставлялись разные точки зрения по наиболее спорным вопросам.

Приходится признать, что по многим пунктам нет согласия даже в стане социологов; так, до сих пор идут прения по поводу того, что же все-таки подразумевать под словом «нация». Что же говорить о «простецах», которые не забивают себе головы мудреными словами, и которым просто нужен конкретный враг, чтобы дать выход веками накапливавшемуся недовольству. Такие моменты улавливают политики, и этим они умело пользуются. При таком подходе проблема как будто выходит из сферы компетенции собственно социологии; однако именно она должна заниматься улавливанием таких настроений у определенных групп населения. То, что такой ее функцией нельзя пренебрегать, достаточно четко показывают то и дело вспыхивающие «горячие точки». Поэтому для подавляющего большинства даже развитых стран жизненно необходимо время от времени зондировать почву в «национальном вопросе» и принимать соответствующие меры. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны. Важное значение приобретают исторические исследования этнонациональных конфликтов в различных конкретно-исторических, этнокультурных условиях с целью выявления их причин, последствий, специфики, типов, участия в них различных национальных, этнических групп, методов предотвращения и урегулирования.

1. Понятие межнационального конфликта

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

1.1 Этнос и нация

В «большой теории» существуют различные концепции природы этноса и национальности. Для Л. Н. Гумилева этносы – явление природы, «биологические единицы», «системы, возникающие вследствие некой мутации». Для В.А. Тишкова этничность наций создается государством; это поизводная от социальных систем, фигурирующая скорее как лозунг и средство мобилизации. За рубежом к такой позиции близки конструктивисты, для которых нации не даны от природы; это новые образования-сообщества, использовавшие для себя в качестве «сырья» культуру, историческое и прошлое наследие. По Ю.В. Бромлею каждая нация – «социально-этническая общность» — имеет свою этнокультуру и по-разному выраженное национальное самосознание, которое стимулируется лидирующими властными и социально-культурными группами.

Нации, как правило, возникают на почве самого многочисленного этноса. Во Франции это – французы, в Голландии – голландцы, etc. Эти этносы доминируют в национальной жизни, придавая нации своеобразную этническую этническую окраску и специфический образ проявления. Существуют и нации, практически совпадающие с этносами – исландская, ирландская, португальская.

Большинство существующих определений этноса сводится к тому, что это совокупность людей, имеющих общую культуру (зачастую добавляют еще и общность психики), обычно говорящих на одном языке и осознающих как свою общность, так и отличие от членов других подобных общностей. Исследования этнологов свидетельствуют, что этносы – это объективные, не зависящие от воли самих людей образования. Люди обычно осознают свою этническую принадлежность тогда, когда этнос уже существует, но сам процесс рождения нового этноса ими, как правило, не осознается. Этническое самосознание – этноним — проявляется только на завершающем этапе этногенеза. Каждый этнос выступает социокультурным механизмом адаптации данного локального варианта человечества к определенным, поначалу лишь природно-географическим, а потом и социальным условиям. Обживая ту или иную природную нишу, люди воздействуют на нее, изменяют условия существования в ней, вырабатывают традиции взаиможействия с природной средой, которые постепенно приобретают в определенной ммере самостоятельный характер. Так ниша превращается из только природной в природно-социальную. Кроме того, чем дольше люди живут в данной местности, тем более весомым становится социальный аспект такой ниши.

Очевидно, что векторы развития собственно этнических и национальных процессов должны совпадать; в противном случае возможны пагубные последствия для соответствующих этнических и этносоциальных общностей. Такое несовпадение чревато ассимиляцией этносов, разделением их на несколько новых этнических групп или образованием совем новых этносов.

Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов. Этносоциологи понимают такие конфликты как форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.

Этнических конфликтов в чистом виде быть не может. Конфликт между этническими группами происходит не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы, чеченцы и русские несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Отсюда трактовка (А.Г. Здравосмыслов) межнациональных конфликтов как конфликтов, «которые так или иначе включают в себя национально-этническую мотивацию».

1
.2. Причины конфликтов

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость, принадлежность к улусу, etc. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства, etc.

Известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.

В основе всей мировой истории лежат межнациональные конфликты. Примеры таковых событий дались многим народам весьма существенной ценой. Кровопролитные мировые войны двадцатого века еще долго будут помнить в каждом уголке земного шара. Современное общество, казалось бы, выступает против любых военных действий и конфликтов, в основе его развития либеральные идеи, здоровая конкуренция и мировая глобализация. Однако в действительности все обстоит несколько иным образом. Количество конфликтов на национальной и религиозной почве с каждым годом только увеличивается, и в круговорот таких баталий оказывается вовлечено все большее количество участников, что приводит к постепенному расширению масштабов проблемы.

Несовпадение национальных интересов, территориальные притязания, негативное восприятие сторонами друг друга — все это и образует межнациональные конфликты.

Примеры таких ситуаций освещаются в политических новостях с завидным постоянством.

Межнациональный конфликт представляет собой разновидность конфликта социального, в основу которого легло множество факторов и противоречий, как правило, этносоциальных, политических, национальных и государственных.

Причины национальных конфликтов, если их разобрать подробнее, во многом очень похожи:

  • Борьба за ресурсы. Истощение и неравномерное распределение природных ресурсов, обеспечивающих наибольше финансовые потоки, часто приводит к разжиганию споров и распрей.
  • Рост численности населения в условиях замкнутости территории, неравномерный уровень качества жизни, массовая вынужденная миграция населения.
  • Терроризм как явление, требующее принятия жестких мер и, как следствие, обострения конфликтных ситуаций.

Религиозные различия

Межнациональные конфликты, примеры которых будут приведены ниже, касаются в первую очередь крупнейшей державы двадцатого века – Советского Союза. Множество противоречий возникало между союзными республиками, особенно это касалось Кавказского региона. Аналогичная ситуация сохраняется и после получения бывшими составными частями страны Советов суверенного статуса. С момента распада СССР зарегистрировано более ста пятидесяти различных конфликтов в Чечне, Абхазии, Приднестровье.

Наличие обделенных национальных меньшинств в рамках суверенной страны непосредственно ложится в основу понятия «межнациональные конфликты», примеры которых встречаются все чаще и чаще. Это и гагаузский конфликт в Молдове, абхазский и осетинский — в Грузии. Обычно при таких противоречиях население внутри страны разделяется на коренное и некоренное, что приводит к еще более резкому обострению ситуации.

Примеры религиозных конфликтов встречаются не менее часто. Наиболее яркими из них является борьба с неверными в многочисленных исламских странах и регионах (Афганистан, Чечня и т.д). Подобные конфликты характерны и для Африканского континента, ожесточенная борьба мусульманских властей и представителей прочих конфессий унесла более двух миллионов жизней, а войны на святой земле между мусульманами и иудеями длятся не один десяток лет.

В этом же печальном списке конфликты в Косово между сербами и албанцами, борьба за независимость Тибета.

Межнациональные конфликты
Вооружённые столкновения в Нагорном Карабахе
Карабахский конфликт — война между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорно-Карабахской области;
Абхазская война — война между Грузией и Абхазией;
Грузино-осетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;
Первая чеченская война — приход сепаратистов к власти в Чечне;
Конфликт в Приднестровье — столкновения между молдаванами и русскими в Приднестровье.

Крупнейшие межэтнические столкновения в России

21 апреля 2019 года в Москве около 200 человек устроили погром на рынке в Ясеневе. Выкрикивая расистские лозунги, они разгромили около 30 палаток. Пострадали десять человек, преимущественно торговцы-азербайджанцы.
30 октября 2019 года в Москве, на рынке около станции метро «Царицыно» и в районе станций «Каховская» и «Каширская» , произошли столкновения, в которых участвовали около 300 человек. Молодые люди, вооруженные металлическими прутьями, избивали торговцев с Кавказа.
В мае 2019 года в райцентре Частоозерье Курганской области произошла драка между русскими и чеченцами, в которой участвовали около 400 человек
. Поводом стало изнасилование чеченцем местной девушки.
7 июля 2019 года произошёл межэтнический конфликт в Красноармейске, в результате которого пострадали около двух десятков армян.
В сентябре-октябре 2019 года в Нальчике было зафиксировано сразу несколько случаев избиения студентов из Чечни
. Массовые драки произошли 15 сентября и 17 сентября. В каждой участвовали по 200—300 человек, пострадали более 50. По данным СМИ, поводом могла стать ссора в маршрутном такси, в результате которой несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.
14 февраля 2019 года в городе Искитим Новосибирской области порядка 20 местных жителей подожгли более десятка домов в цыганском поселке
. Акция мотивировалась борьбой с «цыганским наркотрафиком» . После погрома город покинули порядка 400 цыган.
23 марта 2019 года в Новороссийске 150—200 казаков избили несколько десятков армян и разгромили несколько принадлежавших им магазинов и кафе
. Причиной стало ранение казака в произошедшей накануне драке.
6 августа 2019 года на почве бытовой ссоры произошла масштабная драка между жителями селений Мосхоб (Дагестан) и Новосельская (Чечня)
. Серьезно пострадали трое аварцев и 24 чеченца.
18 августа 2019 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами
. Причиной стало убийство юноши-калмыка. После похорон 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома.
23 сентября 2019 года в Нальчике произошла драка между местными и чеченскими студентами, в которой участвовали около 200 человек
. Спустя час у стен Кабардино-Балкарского госуниверситета прошел митинг с требованием выгнать всех чеченцев из города.
22 августа 2019 произошел межэтнический конфликт в городе Сальске между местным населением и представителями дагестанской диаспоры. Убито 3 местных жителей.
29 августа — 3 сентября 2019 года произошёл межэтнический конфликт в Кондопоге, Карелия
. Поводом для начала конфликта стал спор пьяных посетителей с владельцем ресторана (участники конфликта были ранее судимы, и занимались по свидетельству милиции рэкетом) . После драки к ресторану подъехала группа чеченцев, которые убили двух русских рядом с рестораном «Чайка» . Возмущённые местные жители сожгли ресторан и разгромили другие заведения, принадлежавшие выходцам с Кавказа