Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание — малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 5,7-9,3 61,2-70,3 39,6-44,8
Мальчики 6,4-9,8 63,3-71,9 40,9-45,8

Показатели роста и веса относительны — они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается — не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней — это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: когда дети начинают полноценно ползать?). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик — он зазвенел, выкинул мячик из кроватки — он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша — это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает — пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, «изучая» их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку — «подпевает».
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос «Где…» уже четко отвечает — находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого — преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение — ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей — можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: как приготовить пюре из кабачков для прикорма?). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым — блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков — крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление — рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление — поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление — днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление — ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление — на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Советы доктора Комаровского

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша — это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное — не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время — относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

Первый год жизни ребёнка — важнейший этап его развития. Каждый день приносит бесценный опыт взаимодействия с окружающей средой, новые умения и навыки малышу. Новорожденный и полугодовалый младенцы отличаются как небо и земля. Из беспомощного неподвижного крохи к 6 месяцам ребёнок превращается в шустрого и смышлёного малыша. Он эмоционально реагирует на близких, интересуется всем вокруг и умеет многое делать самостоятельно.

Физиологические нормы

Считается, что к полугоду младенец должен удвоить свой вес при рождении. Естественно, нужно принимать во внимание исходные показатели. Важно следить за прибавкой массы тела. В первом полугодии жизни малыш должен увеличивать этот показатель в среднем на 500–700 грамм за 4 недели. Если набор веса меньше 300–400 грамм в месяц, стоит получить консультацию педиатра, проверить здоровье ребёнка и подумать о более раннем введении прикорма.

Рост младенца увеличивается на 2 см, растёт и окружность головы и грудной клетки. Все эти показатели измеряет педиатр на ежемесячном осмотре и следит за их соотношением между собой.

Данные о физиологическом развитии ребёнка в 6 месяцев представлены в таблице:

Для родителей эти цифры носят справочный характер, следует только обращать внимание на наличие постоянной положительной динамики набора веса и увеличения роста.

Питание ребёнка в 6 месяцев

По современным рекомендациям ВОЗ, при нормальных показателях развития основным и единственным питанием ребёнка до 6 месяцев является грудное молоко. При кормлении смесью с дополнительными продуктами малыша знакомят уже с 4–5 месяцев.

К полугоду молоко матери уже перестаёт полностью отвечать возросшим потребностям малыша в энергии и питательных веществах, поэтому меню грудничка разнообразят продуктами прикорма.

Одним из сигналов к началу прикорма является появление первого зуба, который чаще всего прорезывается к 5–6 месяцам. Процесс выхода коронки из десны может сопровождаться болевыми ощущениями в этой области, общим недомоганием, поэтому ребёнок в этот период может отличаться повышенной плаксивостью, плохим сном, нежеланием играть самостоятельно. Следует понимать, что это временное явление, и окружать младенца необходимым вниманием. В случае повышения температуры, появления насморка рекомендуется обратиться к педиатру для уточнения причины нарушения здоровья.

Важным показателем готовности ребёнка к введению прикорма является и пищевой интерес. Если малыш активно интересуется тем, что едят взрослые, пробует проводить манипуляции с ложкой, значит, пришло время познакомить его с новыми блюдами.

Схему ввода прикорма рекомендует врач исходя из своих наблюдений за ребёнком. Обычная последовательность ввода продуктов в 6 месяцев выглядит так:

  1. Овощи (кабачок, цветная капуста, брокколи).
  2. Каши (монокомпонентные).
  3. Фруктовые пюре.

Такой порядок объясняется тем, что сладкий вкус фруктовых пюре может слишком сильно понравиться ребёнку, и он откажется пробовать другие продукты. Для сведения к минимуму риска аллергии сначала даются белые и зелёные овощи, постепенно расширяя меню.

В случае нехватки веса начинают дополнять рацион младенца кашами. Первыми предлагают попробовать безглютеновые монокомпонентные каши: рисовую, гречневую, кукурузную, затем добавляют овсяную, манную, многозерновые крупы.

После 7–8 месяцев рацион грудничка расширяется с помощью мясных и кисломолочных продуктов, масла, желтка, разнообразных овощей и каш.

Некоторые родители следуют практике педагогического прикорма. Он заключается в постепенном знакомстве грудничка с продуктами, которые ест мама. Ребёнку не готовят отдельно, а дают попробовать те блюда из тарелки, что вызывают его интерес и не являются однозначно вредными. Основной едой при этом достаточно долго является грудное молоко.

К 6 месяцам младенцу обычно достаточно 5–6 кормлений в сутки, включая ночное кормление. Введение прикорма требует соблюдения чёткого режима и разделения на утренний (завтрак), дневной (обед и полдник), вечерний (ужин) приёмы пищи.

Первый прикорм вводится небольшими порциями, начиная с 1/3 чайной ложки. После знакомства с новым продуктом ребёнка докармливают привычным молоком или смесью.

Особое внимание в этот период уделяют наличию регулярного мягкого стула в связи с возросшей нагрузкой на кишечник ребёнка. При употреблении новых продуктов питания возможны проявления аллергических реакций. В таком случае нужно отменить продукт и вернуться к нему позже, когда желудочно-кишечный тракт малыша станет более совершенным.

Темпы введения прикорма индивидуальны. Они зависят от аппетита малыша и переносимости им новых продуктов. Главная задача прикорма в период 6–7 месяцев — не накормить, а познакомить младенца с продуктами разного вкуса и консистенции, основной пищей в этот период остаётся грудное молоко или детская смесь.

Режим дня

К полугоду у большинства детей обычно устанавливается индивидуальный режим дня, устраивающий как ребёнка, так и родителей. В него входят:

  • ночной и дневной сон;
  • кормления;
  • прогулки;
  • игры и занятия с малышом во время бодрствования;
  • гигиенические процедуры.

В течение суток младенец может спать до 16 часов, включая ночной и два-три дневных сна. Если ребёнок чувствует себя хорошо, его не беспокоят режущиеся зубки, простуда, яркие эмоции предыдущего дня, то ночью он спит спокойно и крепко. Дневной сон, напротив, становится более чутким, малыша легко может разбудить шум на улице или громкие звуки дома.

В связи с введением прикорма, требуется соблюдать чёткий график кормлений. Промежуток между приёмами пищи может достигать 4 часов.

Обязательным элементом режима дня является прогулка. Предпочтительнее совмещать пребывание на улице и сон на свежем воздухе, но многие дети к 6 месяцам уже активно интересуются происходящим вокруг и отказываются спать в коляске. В таком случае целесообразно уложить уставшего от впечатлений ребёнка дома после прогулки.

В режим дня полугодовалого младенца постепенно включаются игры и развивающие занятия с малышом. Во время бодрствования следует уделять внимание грудничку, знакомить его с окружающим миром, разговаривать с ним. Большую часть времени младенец должен проводить в манеже или на полу, чтобы снизить вероятность травм и падений. В зоне доступа ребёнка должны быть погремушки, мягкие мячи, кубики, неваляшка. Игрушки могут быть разных цветов и фактур. Их изготовляют из различных материалов: пластмассы, текстиля, резины. Особое внимание стоит уделить безопасности окружающих предметов: в них не должно быть мелких частей, острых углов. Игрушки следует регулярно мыть с мылом.

Полезно для развития малыша проведение гимнастики, массажа, занятий на фитболе. Завершать день лучше всего купанием. Это позволит совместить гигиеническую процедуру с закаливанием и физической активностью ребёнка.

Физические навыки

Ребёнок в шесть месяцев обладает довольно развитыми двигательными навыками. Он уверенно и целенаправленно действует пальцами, старается дотянуться и схватить интересующую его игрушку, способен перекладывать небольшие предметы из одной руки в другую.

Малыш отлично держит голову, умеет переворачиваться со спины на живот. Он может длительное время проводить лёжа на животе, сохраняя равновесие и делая попытки самостоятельного передвижения по-пластунски или ползком.

Многие дети в этом возрасте могут сидеть, самостоятельно или с поддержкой. Однако ортопеды не рекомендуют усаживать ребёнка в подушки или детский стул, если мышечный каркас не позволяет удерживать позу самостоятельно. Излишняя нагрузка на недостаточно окрепший позвоночник может способствовать его искривлению и нарушению работы внутренних органов.

Сенсорное и познавательное развитие

В 6 месяцев развитие малыша идёт бурными темпами. Органы чувств ребёнка развиты достаточно, чтобы позволить полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

Ребёнок реагирует на звуковые стимулы, пугается резкого или громкого звука, отличает голос матери и близких от других шумов. Он способен определять положение источника звука, поэтому тянется за звучащей игрушкой.

Зрение малыша совершенствуется. Он следит за движущимся объектом, различает цвета и оттенки, жмурится от яркого света, может разглядывать довольно мелкие предметы с расстояния в 7–8 см. В полгода окулист проводит осмотр младенца с помощью специальных приборов, чтобы исключить патологии зрения, например, косоглазие.

Значительная часть информации о мире поступает грудничку через тактильные и вкусовые рецепторы. Чтобы получить представление о предмете, младенцу нужно его не только рассмотреть, но и пощупать, попробовать на зуб, провести с ним возможные манипуляции: постучать о пол, бросить, попытаться разобрать. Подобные действия малыша свидетельствуют о нормальном развитии и активном познавательном интересе.

В возрасте полугода ребёнок активно интересуется окружающими миром, с любопытством наблюдает за происходящим на улице во время прогулок.

Он старается копировать действия взрослых, поэтому в этот период важно показывать малышу, как нужно играть с предметами: учить его складывать один стаканчик в другой, катить и бросать мяч, листать страницы в книге из толстого картона.

Психоэмоциональное и речевое развитие

В 6 месяцев ребёнок отличает близких от чужих людей. При пристальном внимании малознакомого человека он может заплакать, но сразу же успокоится на руках у мамы. У него формируются привязанности к любимым игрушками или предметам окружающей обстановки.

Малыш учится выражать свои желания и потребности с помощью жестов и мимики. Он стремится научиться новым действиям и понимает, если родители или близкие выражают ему похвалу и восхищение освоенным трюком. Одобрение со стороны близких положительно сказывается на формировании личности младенца.

В шестой месяц жизни развитие речи идёт очень активно. Лепет сменяется гулением, то есть продолжительным повторением слогов и звуков речи.

В этот период начинается формирование звуковой системы родного языка. Это означает, что младенец старается копировать речь взрослых, используя определённые звуки, характерные для конкретной языковой системы, пробует повторить интонацию, тон и манеру речи близких.

К этому времени малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы понимать обращённые к нему простые фразы.

В сознании ребёнка происходит привязка слова к конкретному образу предмета. Он реагирует на своё имя и названия основных игрушек, выделяет в обстановке знакомые предметы, названные словом.

Для развития речи следует много разговаривать с младенцем, объяснять все свои действия при осуществлении режимных моментов. Несомненную пользу речевому и эмоциональному развитию ребёнка в 6 мес принесут:

  • активное речевое общение с ребёнком как с собеседником;
  • совместные танцевально-ритмические движения;
  • пение песен, колыбельных;
  • рассказывание стишков и потешек во время одевания, гимнастики, купания;
  • пальчиковые игры.

Полгода — это тот рубеж, когда беспомощный младенец превращается в активного и любопытного малыша. Пройдёт 2–3 недели, и в доме появится неутомимый исследователь, который будет залезать во все углы и шкафы, неожиданно быстро передвигаясь ползком по всей квартире.

Ребёнок в 6 месяцев требует уже не только физической заботы, но и активного общения. Вместе с ним родителям предстоит заново открывать для себя мир во всем его многообразии и научиться замечать чудеса, окружающие нас в обыденной жизни.

Ребенок в 6 месяцев умеет очень многое, он продолжает учиться, развиваться и очень быстро расти. Это удивительный возраст первых зубов, первой взрослой еды и самостоятельной игры малыша.

Ребенок в 6 месяцев вес и рост Таблица

Вес малыша с момента рождения удвоился и составляет в среднем 7 – 8 килограмм. В последующее время ежемесячная прибавка в весе будет постепенно снижаться. Подрос малыш за предыдущий месяц на 2 сантиметра, рост с рождения в среднем увеличился на 15 см.

Ребенок в 6 месяцев: средние показатели веса, роста и объемов. Разница мальчик и девочка.

В этой таблице отражены средние показатели малышей в 6 месяцев. При оценке показателей физического развития ребенка важным фактором является рост и вес малыша при рождении.

Нормы роста и веса детей ТАБЛИЦЫ ВОЗ СМОТРЕТЬ

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Физическое развитие

  1. Сидит с поддержкой или самостоятельно. Мышцы спины малыша стали сильнее, теперь он может садиться сам или держась за прутья кроватки, мамины руки.
  2. Ползает, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. Для каждого малыша характерен свой способ передвижения. Одни ползают на животе, другие на четвереньках, третьи, научившись сидеть, просто помогают себе передвигаться руками, оставаясь в сидячем положении.
  3. К шестимесячному возрасту все повороты с боку, живота и спины должны быть освоены малышом полностью.
  4. Приподнимаясь на руках, может освобождать одну из рук для того, чтобы взять игрушку.
  5. Хорошо владеет руками. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую, брать по игрушке в обе руки. Может кидать игрушки. Игры становятся интереснее и увлекательнее.
  6. Некоторые детки уже в этом возрасте могут делать первые попытки вставать, держась за опору. Родителям стоит быть особенно внимательными, с 6 месяцев риск получения травмы малышом увеличивается.

Нервно-психическое развитие

  1. Речь состоит из звуков и слогов, не несущих смысловой нагрузки. Такая речь ребенка называется лепетом. Малыш может имитировать некоторые услышанные звуки.
  2. Ребенок знает свое имя, реагирует на обращение к нему комплексом оживления. Проявляет интерес и внимательно слушает, когда с ним разговаривают.
  3. Различает голоса членов семьи. Точно знает, когда разговаривает мама, а когда папа.
  4. Зрение ребенка в 6 месяцев достаточно хорошо развито, он может следить за предметами находящимися в движении, провожать их глазами.
  5. Появляются причинно-следственные связи. Ребенок понимает, что если он уронит, или потрясет погремушку, возникнет шум.
  6. Малыш способен показать радость, если ему весело и оповестить родителей криком, плачем, если что-то не так. Умеет привлекать внимание, занятой мамы.
  7. Совместные игры и общение с малышом приносят ему положительные эмоции. Самостоятельно ребенок может играть от 5 до 15 минут.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев дома

Режим дня

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Сон малыша, как и в предыдущий месяц, занимает около 15 часов в сутки (10 ночью и 5 днем). 5 дневных часов разделяются на 2 или 3 сна. Малыш по-прежнему просыпается ночью, чтобы покушать.

Питание

С шестимесячного возраста маминого молока или смеси ребенку уже не достаточно. Пора вводить прикорм. Первый прикорм начинают с каши однокомпонентной безмолочной, если малыш плохо набирает вес или с овощного пюре, если у малыша часто бывают запоры.

Знакомство с новой едой лучше начинать в утренние часы, чтобы было время оценить реакцию малыша на продукт. Количество первой взрослой еды должно быть не более одной чайной ложки. Если малыш хорошо отреагирует на пищу, ее количество постепенно увеличивают.

Как правильно вводить прикорм? Читать подробно.

Прогулки, гимнастика, купание и игры так же должны входить в режим дня полугодовалого ребенка.

Когда и как вводить прикорм. Доктор Комаровский.

Ребенок в 6 месяцев. Как развивать?

  1. Чем чаще малыш слышит речь, тем быстрее он научится разговаривать. Читайте малышу стихи, сказки, пойте песенки и просто разговаривайте. Купите детскую книгу с яркими картинками и читайте вместе с ребенком, описывая происходящее на картинке, называя персонажей.
  2. Развивать тактильную чувствительность малышу помогут игрушки из разных материалов, резиновые, пластмассовые, деревянные или мягкие. Такие игрушки будут вызывать разные ощущения при прикосновении.
  3. Пальчиковые игры необходимы для развития мелкой моторики, которая оказывает положительный эффект на мозговую деятельность малыша. Подобные игры проводятся с ручками малыша, включают в себя поглаживания, пощипывание ладошек, сгибание и разгибание пальчиков. Сорока – Ворона, Ладушки, Капуста – все эти игры способствуют развитию мелкой моторики малыша.
  4. Приобрести для ребенка игрушки издающие звуки при взаимодействии с ними. Это могут быть музыкальные инструменты (бубен, ксилофон, маракас) или резиновые игрушки-пищалки.
  5. Делать с малышом гимнастику. Делайте «потягушки» после пробуждения, сгибайте и разгибайте ножки и ручки малыша. Тренируйте подъемы корпуса, для этого положите малыша на спину, обхватите его ручки своими и потяните ребенка к себе, часть подъема ребенок сделает самостоятельно. Тренируйте ползание, оно хорошо укрепляет мышцы спины малыша.

Читать: Развитие ребенка в 5 месяцев

Читать: Развитие ребенка в 7 месяцев

5 развивающих игр для ребенка в 6 месяцев

Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.

Шесть месяцев – довольно значимая дата в жизни младенца. Так много событий и новых впечатлений именно на этом рубеже. Первый прикорм, первый зубик. И первые слога, хоть они и не осознаны. Преодолев первое полугодие, малыш постепенно становится личностью, индивидуальностью со своими чертами и особенностями. Растёт и развивается младенец всё с такой же интенсивностью, характерной для первого года жизни.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

Родителям новорождённого будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь ребёнок в 2 месяца, какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит развитие ребёнка в 3 месяца, каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного

сотрясения мозга

, всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

Физическое развитие

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4 — 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5 — 6 месяцев.

Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и

гипотрофией

.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Основные правила:

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребёнка.
  2. Время приёма новой пищи – утро. Младенец в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
  3. Малый объём. Начинаем с 3 — 5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды. За 5 — 7 дней доводим объём питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.
  6. Многокомпонентные каши, овощные и фруктовые пюре вводим после монокомпонентных, месяцев в 7 — 8.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

Режим дня и сон

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребёнка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос,

как научить ребёнка цветам

, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Обычный день

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги – эксперта по интеллектуальному развитию.