Программы профориентации для детей и подростков

В одной из моих профориентационных групп был толковый ищущий парень 15-ти лет.

Он никак не мог определить свой тип, т.к. ему «подходило» все. С моей точки зрения, он ENTP, но он сказал, что у него есть «понемногу из каждого типа», поэтому он не будет себя никак определять, знать свой тип ему не важно, а важно узнать свои сильные стороны и способности вне его основного интереса — робототехники.

Он реально поглощал все, что происходило во время нашей программы, был самым активным и любопытным.

Через месяц его мама попросила у меня совета: что делать со школой, куда парень не хочет ходить, настаивать на учебе или дать возможности развития? Мы долго общались, и в результате она приняла решение в пользу развития и перевела сына на дистанционное обучение.

Сейчас ему 17 и он призер многочисленных конкурсов по робототехнике, спикер, которого приглашают с лекциями к его же сверстникам из школ, амбассадор известного фонда, поддерживающего молодые таланты, член жюри конкурса для учителей. И это очень сжатый список его «регалий».

Парень на все 100% воспользовался возможностями типологии для того, чтобы найти в себе внутренний ресурс развития. И, конечно, нужно отметить его мудрую маму, которая поддержала сына в этом стремлении.

Разделы:
Школьная психологическая служба

Для учащихся старших классов выбор профессии –
самый главный вопрос их образовательного
развития. Его разрешение поможет им
сориентироваться в перспективности выбора
дальнейших путей получения образования,
определиться с будущей сферой профессиональной
деятельности.

Актуальность профориентационной помощи
школьникам очевидна. Во-первых, формирование
полноценных граждан страны во многом зависит от
того, чем будут заниматься повзрослевшие
школьники, какую профессию они изберут, и где
будут работать
.

Во-вторых, в эпоху социально-экономической
нестабильности проблема престижа выбираемой
деятельности приобретает особый смысл.
Большинство молодых людей выбирают профессию не
потому, что его привлекает содержание труда, он
скорее выбирает определенный образ жизни, где
профессия – лишь одно из средств построения
счастья. Однако со временем престижность (и
востребованность) профессии меняется, и тогда у
самоопределяющегося подростка есть риск
ошибиться, что может привести к разного рода
проблемам.

В-третьих, профориентационная работа позволяет
решать и многие насущные проблемы в период
школьного обучения. Давно известно, что
оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего,
реальная и привлекательная профессиональная
перспектива) уберегают многих подростков от
необдуманных шагов еще в период обучения в школе.
Например, если подросток серьезно намеревается
получить сложную и престижную профессию, к
которой ему следует готовиться, то он тысячу раз
подумает, стоит ли ему включаться в криминал или
наркоманию
.

Таким образом, профориентационная работа со
школьниками – это не только решение завтрашних
проблем, но и важный вклад в решение проблем
сегодняшних.
В программу включены занятия по психологической
подготовке к экзаменам. В период подготовки к
сдаче экзаменов становится актуальным развитие
умения управлять своими эмоциями в стрессовой
ситуации
. Также необходим навык планирования и
управления таким ресурсом, как время. Освоение
навыков тайм-менеджмента и управления своими
эмоциональными состояниями необходимо не только
для подготовки  к экзаменам, но и для успешного
освоения любой профессии
.

Содержание программы «Выбор профессии – дело
серьезное» предполагает побудить
старшеклассников к активному самопознанию,
исследованию собственных интересов,
способностей и возможностей, а также помочь им
сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Целью программы является оказание
психологической помощи старшим подросткам в
личностном и профессиональном самоопределении и
выборе профессии с учетом интересов,
склонностей, индивидуальных особенностей и
потребностей.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся в мире профессий;
  • повышение уровня профессиональной зрелости;
  • актуализация процесса профессионального
    самоопределения учащихся;
  • исследование учащимися своих способностей и
    возможностей
  • построение жизненной перспективы.

Программа рассчитана на учебный год (всего 36
часов). Из них не менее 10 часов составляет
индивидуальная (консультации и собеседования)
работа с учащимися и их родителями и 26 часов –
групповые занятия с подростками (при режиме
занятий 1 раз в неделю)
. Оптимальный размер группы
10-15 человек. Формы деятельности на занятиях
разнообразны: упражнения, игры, беседы,
дискуссии
.

Ожидаемые результаты. В результате
старшеклассники должны освоить:

  • значение профессионального самоопределения;
  • требования к составлению профессионального
    плана;
  • правила выбора профессии; понятия профессия и
    профессиональная деятельность;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях
    профессионального труда;
  • понятие о темпераменте, эмоционально-волевой
    сфере, интеллектуальных способностях;
  • значение творческого потенциала человека, 
    профессиональной карьеры.

Тематический план программы «Выбор профессии
– дело серьезное» представлен в Приложении
1
.

Сценарий одного из занятий по программе
представлен в Приложении 2.

Список литературы.

  1. Пряжников «Будь готов!»: активизирующая
    профориентационная методика // «Школьный
    психолог», 2001г. – №13.
  2. Пряжников «Перекресток»: активизирующая
    профориентационная методика // «Школьный
    психолог», 1991г. – №41.
  3. Пряжников «Страшный суд»: карточная
    групповая профориентационная игра // «Школьный
    психолог», 2000г. – №41.
  4. Профориентационный тренинг для
    старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В.
    Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
  5. «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В.
    Черникова
    . – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
  6. Резапкина Г.В. «Психология и выбор
    профессии», Москва:, Генезис, 2019 г. – 208с.
  7. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии».
    – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
  8. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» //
    «Школьный психолог», 2019 г. – №14.
  9. «Теория и практика профориентации и
    профконсультирования»  / под ред.
    В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
  10. Филлимонова О. «Как научиться выбирать
    профессию», Москва.: Чистые пруды, 2019 г. – 32с.

8.12.2012